?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Душа  без  натуралистических  и  идеалистических  искажений

Никодим

Быть или не быть

Душа  без  натуралистических  и  идеалистических  искажений

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть





    До Гуссерля душа мыслилась существующей так же, как и тело, – в качестве одного из предметов пространственно-временной действительности. Этим предметом могла быть не только копия тела, но и вещь неопределенной формы, а равно сила или процесс, однако пребывание в теле и, как следствие, в мире оставалось непременным условием.

Натуралистическая  фантазия о душе

В пределах естествознания душа изначально стала рассматриваться как предмет связанный с телом неразрывно и зависящий от него. Она мыслится функцией нервной системы. Особый статус по отношению к телу и физическому миру вообще при этом сохраняется – уже потому, что душа не вещественна. Но в онтологическом плане ничего не изменилось: душа и тело по-прежнему представляют собой два слоя в мире физического опыта.

Гуссерль впервые четко указал на их онтологическое различие. «Психология, — писал он, — с самого начала несла на себе бремя... того воззрения, что душа — ее тема — есть нечто реальное в том же смысле, что и телесная природа, тема естествознания. До тех пор, пока этот вековой предрассудок не будет разоблачен в своей абсурдности, психология не возникнет, как наука о действительно душевном...»*

Каким образом был обнаружен особый онтологический статус души?
Гуссерль шел путем, отмеченным тремя логически следующими друг за другом достижениями:

1. Описание естественной установки сознания.

Каждый человек, вне зависимости от того, каких представлений о мире он придерживается, разделяет убеждение в существовании единой пространственно-временной действительности, которая противостоит ему, дана в восприятии, и одновременно включает его самого телом и душой, вместе со всеми прочими людьми. Это убеждение складывается спонтанно (не в ходе обучения, а в ходе становления психики) и в этом смысле представляет собой естественную установку сознания.

2. Формулировка новой гносеологической концептуальной схемы.

Естественная установка предполагает возможность получения объективного – независимого от сознания – знания о мире, то есть предполагает по меньшей мере восприятие изоморфным отображением мира в уме человека.

Однако – аподиктически очевидно: всё, что мы воображаем, мыслим, а равно и переживаем, ощущаем мы имеем в сознании (не иметь в сознании, значит не знать; знание неотделимо от сознания). Поэтому убеждение в том, что знание представляет собой какое бы то ни было отображение (то есть существует не только в сознании, но и вне, как прообраз), абсолютно безосновательно: оно противоречит неотделимости знания от сознания, – чтобы получить его из опыта, надо выйти из самого себя.

А между тем сознание – что тоже аподиктически очевидно – обладает свойством, которое все домыслы, фантазии, гипотезы об отображении мира в уме делает попросту ненужными. Это свойство – смыслообразующая направленность на предмет (интенциональность). Сознание в каждом своем акте есть сознание о чем-то, представляет собой образование понятия о том предмете, на который направлено, откуда следует, что знание можно рассматривать как его результат (результат деятельности сознания).
Разумеется, знание – если оно действительно знание о существующем вне сознания предмете – не зависит от какого бы то и было конкретного сознания и в этом смысле «объективно». Но именно так и получается, ибо, коль скоро люди понимают друг друга и достигают практических успехов на основе своей смыслообразующей деятельности, сознание каждого из нас имеет одну и ту же и далеко не случайную смыслообразующую основу. Гуссерль называл ее чистым сознанием.

3. Феноменологческое представление о бытии.

Смена парадигмы отображения парадигмой интенциональности несовместима с убеждением в существовании пространственно-временной действительности, которая сама дана человеку в восприятии и одновременно включает его же телом и душой. Принимая новую парадигму, мы признаем, что объективный мир (пространственно-временная действительность в ее неведомой для нас подлинности)
– включает тело человека в качестве одного из своих предметов;
– противостоит сознанию в качестве предмета, на который оно направлено.

Иными словами, сознание не является реальностью в том смысле, в каком реальна телесная природа, предмет естественных наук. В частности, она вообще не обладает пространство-временностью**.




*Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 283.

**Там же, С.287.





Разработано LiveJournal.com