?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Торговцы  смертью

Никодим

Быть или не быть

Торговцы  смертью

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть



Роман «Страдания юного Вертера» – изображение автором собственных переживаний. Работа над ним, скорей всего, началась с предсмертной записки, которую сам Гете сел было сочинять после печального конца своих визитов к одной замужней особе (муж выгнал его из дома). Описание внутреннего мира самоубийцы представилось в тот момент настолько интересной задачей, что Гете забыл, зачем взялся за перо. Страсть к художественному творчеству спасла ему жизнь.

Это обстоятельство представляется мне несомненным, потому что иначе невозможно объяснить психологическую точность созданной картины, особенно если учесть, что до Гете эта тема не разрабатывалась. Никому не приходило в голову изобразить процесс рождения мысли о самоубийстве и постепенного утверждения ее в сознании вплоть до возникновения той искры, которая провоцирует суицидальный сценарий. В романе отображены все компоненты: и бессознательное влечение к смерти, и его моральное оправдание, и рационализация.

Рационализация сама по себе выглядит странно (Вертер воображал, что отправляется в потусторонний мир, к Богу Отцу, с целью дождаться там своей возлюбленной для вечного соединения с нею). Однако понять можно. Она понятна как следствие морального оправдания, которое как раз и явилось самым сильным аргументом Гете. Самоубийство, утверждается в романе, это вовсе не проявление слабости. Это итог стихийной вспышки негодования в ответ на бесчеловечность мира (на его несправедливость, бездуховность, жестокость). Охваченный негодованием индивид якобы прав, а потому если он доходит до самоубийства, то не вследствие своей слабости, а вследствие силы в нем праведного чувства. Отсюда, естественно, вытекает вера в покровительство со стороны всеблагого Бога: индивид, неспособный вынести несовершенство мира из-за уникальной тонкости своей душевной организации должен быть прощен.

В то время (роман вышел в 1774 году) это был динамит. Мысль о правоте человека в противостоянии миру и даже в ненависти к нему вплоть до отвращения к жизни произвела потрясающее впечатление на Европу и тотчас спровоцировала эпидемию самоубийств. Молодые люди непрерывной чередой убивали себя, следуя примеру Вертера. Государствам приходилось принимать меры, ограничивающие распространение романа, автора просили изменить текст.

Насколько можно судить по биографии Гете, он никогда не чувствовал вины за происходящее, хотя своим признанием в качестве писателя, своей мировой славой и, как следствие, материальным благополучием был обязан именно роману о самоубийстве Вертера. Лет через десять после первой публикации он сделал вид, что согласен переделать опасную книгу, но фактически новый вариант появился только в 1787 году и, в сущности, ничем не отличался от первого.

Правда, есть один нюанс. Вина Гете существенно меньше, чем можно заключить по большинству поздних толкований его идейного замысла. С конца ХIХ века вошло в моду расценивать самоубийство Вертера как протест и вызов. Вызов жестокому, тупому, несправедливому обществу со стороны сильной личности, которая сознательно выбирает смерть, считая недостойной человека возможность смириться с жизнью общества, найти в ней свое место. Так далеко Гете, конечно, не заходил. И, видимо, он был бы очень огорчен, если бы узнал, что ему приписывают такое безумство.

Идея самоубийства как формы социального протеста пришла в мир после Гете и усилиями совсем другого типа людей. В России ее впервые высказал публицист и поэт Добролюбов в своей знаменитой литературно-критической статье «Луч света в темном царстве». Этот последовательный ученик Чернышевского умудрился усмотреть революционную подоплеку в самоубийстве Катерины из «Грозы» Островского. В пределах логики интерпретация необъяснимая. Каждый, кто внимательно прочтет пьесу, увидит, что в ней изображена жертва страсти. Катерина изменила мужу, будучи не в силах противостоять влечению, и убила себя в отчаянии, вообразив, что ее покаяние отвергнуто. Какой может быть социальный протест у христианки, теряющей голову от сознания своего греха перед Богом? Но, повторюсь, Добролюбов был учеником Чернышевского, а познание – оно ведь в конечном счете не рационально, а экзистенциально: всякий человек понимает то, что хочет понимать, и не понимает того, чего не хочет.

С позиции, которую занимал Гете, итогом стихийной вспышки праведного негодования объясняется самоубийство девушки, обманутой своим возлюбленным. Но нарушение замужней женщиной принятого на себя обязательства под праведное негодование подогнать никак не получится. Поэтому Добролюбов шел дальше – он усмотрел бесчеловечность в установленном обществом порядке, который связывает женщину какими бы то ни было обязательствами, то есть указал на ту картину «светлого будущего», которая известна нам из Четвертого сна Веры Павловны. Он ориентировал страдающую душу на сознательный протест.

Общественный резонанс сформулированной в середине ХIХ века рационализации самоубийства социальным протестом никогда не исследовался. Но у меня есть сильное подозрение, что «успех» был ничуть не меньше, чем у сочиненного Гете морального оправдания, так как в городском населении России рост уровня суицидов начался как раз после бурной и кратковременной деятельности «революционного демократа» Добролюбова. Что же касается популярности идеи убить себя в знак протеста против «ужасов деспотизма и капитализма», то тут двух мнений быть не может. Это – русская история последних десятилетий перед катастрофой 1917 года.

Ну а поскольку жил поэт и «революционный демократ» исключительно на литературный заработок и интерпретация образа Катерины – самый известный плод его ума, кто же он, как не торговец смертью? Тем не менее – так же, как и в случае с Гете – напрасно было бы искать в биографии русского апологета самоубийств каких либо признаков сознания вины. Совершенно безнадежное дело. Он даже в своей смерти (очень ранней, от туберкулеза) обвинял «темное царство». Вот строки из его последнего стихотворения:

Милый  друг,  я  умираю
Оттого,  что  был  я  честен…




Разработано LiveJournal.com