?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Главное  препятствие  на  пути  к  пониманию  теории  Фрейда

Никодим

Быть или не быть

Главное  препятствие  на  пути  к  пониманию  теории  Фрейда

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть


Идеология

Незрелость коллективного сознания сполна объясняет неприятие обществом теории суицидов Фрейда. В этом мы убеждаемся, обращая внимание на особенности менталитета, которые свидетельствуют об отсутствии четкого понятия о бессознательной жизни, а стало быть, и понимания качественного отличия ее от жизни иной – сознательной. Кроме рассмотренной в предыдущем посте склонности населения РФ к очеловечиванию животных, на непонимание названного качественного отличия указывает, например, та готовность, с которой даже люди с высшим образованием принимают у нас примитивное, средневековое отождествление человека и личности, зафиксированное патристикой. Им представляются естественными приравнивание абортов к убийству, крещение младенцев и ответственность за поступки, совершенные в бессознательном состоянии.

Интересом ко христианству это явление нельзя объяснить, потому что оно (учение Христа) вне времени, оно не стареет, оно вечно, тогда как все люди, включая и таких достойных, как Святые Отцы, – дети своего времени, вследствие чего их толкования учения Христа неизбежно устаревают. Патристика во многом устарела еще пятьсот лет назад. Достаточно открыть Послание к Галатам (гл. 5), чтобы увидеть однозначное указание на противопоставление жизни плотской и жизни духовной. Причем жизнь плотская определяется там примерами как раз того самого поведения, которое целиком мотивируется инстинктами (5 : 19 – 21), точнее – инстинктом пола и инстинктом агрессии. То бишь она в нашем, современном понимании есть в основе своей жизнь животная, бессознательная.

Что же касается жизни духовной, то в ней мы, люди ХХI века, сразу же узнаем жизнь сознательную. Именно сознание мешает «исполнять вожделения плоти» (Гал, 5 : 16). И именно изучением этой коллизии занимался психолог Фрейд.

Поскольку человек, испытывающий истинный интерес к учению Христа, не может не читать первоисточник – Новый Завет, легкость, с которой в РФ животная жизнь приравнивается к сознательной, проще всего объяснима незрелостью коллективного сознания, отставанием в развитии от нормальных цивилизованных стран. Лишним доказательством здесь служит ситуация с теми же абортами. Их уровень не зависит от вероисповедания. Например, у протестантов (т.е. там, где учение Святых Отцов заведомо не играет роли) он может быть много ниже, чем у католиков. Зависимость обнаруживается – в первую очередь! – от наличия задержки в культурном развитии (от социалистического прошлого).

По последней статистике (вплоть до 2011 года), все страны, в коих число абортов на 100 новорожденных превышает 35 – это бывшие социалистические, причем ниже 30 этот показатель в названной группе стран вообще не опускается. Исключение составляют только две прошедшие через социализм католические страны, которые, благодаря заботам Святого Престола, избежали дехристианизации: Польша и Хорватия.

Что же касается цивилизованных стран с нормальной историей, то там всюду (кроме Швеции) названный показатель как раз ниже 30, тогда как в РФ (и только в ней) он… больше 100! Так что на роль в жизни РФ учения Святых Отцов пинать не приходится: средневековое отождествление человека и личности не вызывает здесь возражений просто-напросто потому, что оно всё еще соответствует текущей стадии развития коллективного сознания.

Однако неспособность сполна вместить понятие «бессознательное», уяснить в полной мере качественное различие между жизнью животной и существованием человека – это еще не главное препятствие. Полностью исключает восприятие 2-й психоаналитической системы Фрейда, а значит, и его теории суицидов присущая незрелому коллективному сознанию восприимчивость к идеологиям (или, выражаясь языком психоанализа, склонность к рационализации инстинкта агрессии).

Дело в том, что к 1930 году Фрейд открыл чрезвычайно горькую для современного ему человечества истину: все возникающие в обществе вспышки насилия, будь то драка в пивной, война между народами или даже революция, имеют своей причиной не более чем животный инстинкт – инстинкт агрессии. Это не значит, конечно, что у разных групп людей не бывает противоречивых желаний самого разного рода. Они всегда есть – всегда можно констатировать наличие в обществе идейных, политических и экономических противоречий. Фрейд указал всего лишь на то, что самое сильное человеческое желание как раз и есть влечение к агрессии – бессознательное, иррациональное желание причинять страдания, убивать, разрушать. Поэтому, вместо того чтобы вести переговоры, искать компромисс своих противоречивых рациональных желаний, разрешая тем самым идейные, политические и экономические противоречия, люди используют эти противоречия как повод для агрессии.

А использование рациональных поводов для утоления инстинкта в психоанализе называется рационализацией. Ради такого использования и создаются идеологии. Могли ли, например, революционеры марксисты честно и откровенно заявить, что рвутся к власти и притом рвутся потому, что власть – условие, позволяющее им разрушать ненавистное общество и причинять страдания ненавистным людям? Разумеется, нет, они и сами этого не сознавали. К этому их лишь влекло! Но влекло настолько сильно, что они либо упорно выдумывали теории о разрешимости межклассовых противоречий путем насилия, либо становились фанатичными приверженцами таких теорий.

Марксизм, в свете открытия Фрейда, возник исключительно лишь потому, что Маркс был революционером, что ему ХОТЕЛОСЬ заполучить (в качестве главы Интернационала) власть над Европой и заняться ее «рациональным переустройством», то бишь вволю натешиться насилиями над людьми и разрушением всего созданного ими. А в том, что Фрейд был абсолютно прав, нас убеждает пример других революционеров – тех, которым захватить власть удалось, ибо результаты их «рационального переустройства» говорят сами за себя.

Только страдания, смерть и разрушения принесли «преобразователи» во всех без исключения случаях – от Ленина до Пол Пота. По этим плодам, как предсказано было еще в Новом Завете, народы в конце ХХ века узнали в социалистических пророках «волков хищных». Однако полное прозрение достигнуто не везде. В ряде случаев этому мешает незрелость сознания. И как раз РФ – типичный случай такого рода.




Разработано LiveJournal.com