Никодим (anti_tanatos) wrote,
Никодим
anti_tanatos

Что  предвидел  Ницше  в  1882  году




Развалины сожженного коммунарами дворца Тюильри

В «Веселой науке» Ницше разразился своей знаменитой историософской метафорой – «Бог умер». Ради этого, надо полагать, и следовало явиться в мир его книге. Ибо шел 1882 год, и за весь ХIХ век сущность происходящего еще не была выражена яснее.

Метафора вложена в уста безумца с фонарем на залитой солнцем площади. Безумца, бросающего весть толпе, и притом с болью в сердце, с потоком горестных слов: «…не блуждаем ли мы в бесконечном Ничто? И не зевает ли нам в лицо пустота? Разве не стало холоднее? Не наступает ли всякий миг Ночь и все больше и больше Ночи? Разве не приходится зажигать фонари среди бела дня?»

Толпа не понимает – безумец в отчаянии, он бросает фонарь. И Ницше растолковывает нам смысл всей сцены: «Величайшее из событий новейшего времени, – «Бог мертв», вера в христианского Бога сделалась неправдоподобной, – начинает уже отбрасывать тень на Европу».

«Начинает отбрасывать тень»! В своем толковании он говорит о недоступности пока происходящего восприятию большинства в сколько-нибудь значительной мере, несмотря на предвидимую череду обвалов, разрушений, погибелей, крахов. Крахов всего воздвигнутого на погребаемой вере. Нужны усилия мыслящей элиты.

К предвидимой череде он четыре года спустя отнес основательные «колики», по сравнению с коими Парижская Коммуна окажется легким «несварением желудка». Но кто бы «угадал все это настолько, чтобы рискнуть войти в роль учителя и глашатая этой чудовищной логики ужаса», в роль «пророка помрачения и солнечного затмения, равных которым, по-видимому, не было еще на земле?..» Кто?

Сам Ницше через четыре года после «Веселой науки» откровенно допустил, что к основным свойствам бытия относится нечто такое, полное познание чего грозит гибелью, что сила ума должна измеряться способностью разжижать, закутывать, подслащать, подделывать истину. Но сказать, что же именно откроется в конце концов, не смог. Даже он сам.

А помимо неспособности мыслящей элиты предсказать, обращает на себя внимание ее обольщение – обольщение ожиданием какого-то обновления, обновления с надвигающейся грозой. И, что самое замечательное, Ницше не отделяет себя от тех, кто без всяких к тому оснований, парадоксальным образом воображает перед лицом чудовищного события сияние утренней зари. «Мы, философы и "свободные умы", чувствуем себя при вести о том, что "старый Бог умер", как бы осиянными новой утренней зарею; наше сердце преисполняется при этом благодарности, удивления, предчувствия, ожидания, – наконец, нам снова открыт горизонт, даже если он и затуманен; наконец, наши корабли снова могут пуститься в плавание, готовые ко всякой опасности; снова дозволен всякий риск познающего; море, наше море снова лежит перед нами открытым; быть может, никогда еще не было столь "открытого моря"».

Это толкование стенаний безумца с фонарем (343) – наиболее интересное место у Ницше. У меня при чтении его каждый раз возникает подозрение, что он, как Кириллов у Достоевского, тайно сознавал неудачу своей попытки взять на себя роль Спасителя, что недейственность замены воскресения вечным возвращением и любви волей к власти он ощущал. И, стало быть, конец-то его не был случайным: философ, убедившись в предвиденной неизбывности страха, сошел с ума.

Основание для подозрения?

Трагедия Ницше заключается в том, что тогда, в 1882 году, он был прав – христианская вера стала неправдоподобной. Единственное, на что мог опереться ищущий истину ум в желании удержаться на краю бездны, – интуиция. Ибо о том, что Бог умер, «испустил дух», сказано еще в Евангелиях. Далеко не новая тема. Изначальная, можно сказать, а главное – неотделимая от веры, – залог прославления. Сейчас, сто тридцать лет спустя, это уже трудно не заметить.

Ночь


Tags: T. необходимое условие суицидов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments