?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Гегелевская  концепция  переживания  конца

Никодим

Быть или не быть

Гегелевская  концепция  переживания  конца

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть




   Исходя из убеждения в реальности всеобщего (целого) и только его, Гегель счел сознание человеком своего существования иллюзией, а экзистенциальное переживание конца (и страх смерти) свидетельством движения к знанию реальности, то есть постижения истины целого и собственного небытия. Но возможны ли какие бы то ни было экзистенциальные переживания (и, соответственно, страх смерти), если человек считает себя уже несуществующим?    Если считает с достаточной уверенностью, то едва ли. Во всяком случае, несомненно, что убеждение в реальности только целого – эффективный прием уклонения от переживания конца, потому что тот, кто убежден, во-первых, не может конец переживать (какой у него конец, если он уже не существует?); во-вторых, не может заметить уклонение, так как полагает: раз я знаю о нереальности всех единичных вещей, включая меня самого, значит не уклоняюсь – познаю, переживаю свое личное небытие, «претерпеваю» его, «смотрю в лицо» смерти.

И Гегель еще усилил этот прием, приписав целому атрибут духовности и изобразив весь путь познания его человечеством как процесс, в коем переживание конца играет ключевую роль. Проходимый человечеством путь есть, по Гегелю, процесс саморазвития так называемой «абсолютной идеи» от простейших мыслей до мысленного «воплощения» целого. На пути саморазвития «идея» всё более становится духом, начиная как раз с того момента, когда человек сознает свою подлинную смертность (конечность). С этого момента жизнь человека – жизнь духа, а жизнь человечества – свободный ответ на вызов смерти (история). Завершается саморазвитие «идеи» в размышлениях отдельных «мудрецов», после того как вызов исчезает (история кончается).

Именно с формулировки концепции переживания конца Гегель и начал свою деятельность в первые годы XIX века. И есть основания полагать, что она – исток всей его философии. По работам, переведенным на русский язык, на это нелегко обратить внимание, но тем не менее познакомиться с названной концепцией можно – она обозначена Гегелем в предисловии к «Феноменологии духа».

Читать дальше )




  • В духе того, что отряд не заметил потери бойца.
    • Ради краткости приходится опускать некоторые определения. У Гегеля, так же как потом в МЛФ, целое (всеобщее) противопоставляется единичному не в смысле объединения (как в математике), а смысле идеации. Именно потому Гегель и был идеалистом, что считал объективно существующим идею (целое), а не данные нам в физическом опыте единичные предметы. Поскольку такими предметами являются и люди, Гегель был убежден, что никого из них (включая самого Гегеля) в реальности нет. Существование человека - иллюзия. И вот в тот момент, когда человек переживает грядущий конец своего существования, он якобы и приближается к пониманию реальности, своего небытия.

      Таким образом, не "отряд не заметил потеря бойца" (целое безлично, оно ничего не замечает), а боец заметил, что существует только отряд… Но это, конечно, если я правильно понял Вашу реплику. Извините, если что не так.
Разработано LiveJournal.com