?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Когда  рождается …

Никодим

Быть или не быть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть














Когда  рождается  решимость

      Эффект ослабления смертного страха вслед за прекращением «бегства от смерти», точнее за отказом от вытеснения переживания конца, понятен, если учесть, что названный страх есть эмоциональная реакция на это переживание. Отказ от вытеснения – начало познания конца, то есть открытия его в качестве атрибута собственного существования, а стало быть, и открытия существования в качестве потока переживаний в имманентном времени (вместо пребывания в мире). Близость физической смерти утрачивает значение.

Действительно, обычная вспышка смертного страха есть результат глубокого выхода сознания из естественной установки – спонтанного и кратковременного (флуктуации своего рода). Если же возвращение в исходное состояние по какой-то причине не удалось, для возвращения прилагаются усилия. Это и есть вытеснение, – сознательная реакция на переживание конца. Если вытеснение затягивается, затягивается деструктивное воздействие страха на психику и тело (растет агрессия, развивается депрессия)37.

Человек свободен прекратить затянувшийся процесс, дав, по выражению Хайдеггера, «ход мужеству пред ужасом смерти». Прекратив же, он оказывается вне ограничений естественной установки – и конституирует бытие иного типа, сознает себя не пребывающим в мире телом, а собственным существованием. Практика однако, показывает: как правило, людям не хватает решимости. Вытеснение или завершается в силу каких-то благоприятных случайностей, или продолжается до физической смерти по причине болезни либо самоубийства, обусловленных так и не вытесненным переживанием конца.

В случае, когда человек знает о неизбежности смерти в ближайшие недели или дни, решение прекратить вытеснение облегчается. А если оно состоялось, смертный страх отступает, потому что вне естественной установки сознание конституирует другое бытие – человек уже не отождествляет свое существование с существованием тела, физическая смерть становится для него более-менее безразличной.

Этого эффекта, как показывают наблюдения за терминальными больными, вполне достаточно, чтобы принять физическую смерть со смирением и достоинством. Важно, чтобы человеку хватило решимости отказаться от вытеснения переживания конца, смотреть в лицо подлинной смерти, в Ничто. Хватает не всем – и невозможно объяснить почему: акт отказа от вытеснения очевидности конца ничем не обусловлен, свободен.

Итак, эффект, указанный в 1969 году Кюблер-Росс, феноменологически понятен. Для полной ясности остается отметить, что и известен он давным-давно, и однажды даже сыграл фундаментальную роль в мировой истории. В I – III веках люди, которые со смирением и достоинством принимали смертную казнь на пути следования завету «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек», заставили мир обратить внимание на христианскую идею. Задуматься и приступить к ее постижению.


к  оглавлению                                                                                     читать  дальше



37.   Вытеснение переживания конечности своего существования предполагает невозможность исключить каким-либо иным путем самый сильный страх (смертный) и, следовательно, удовлетворить потребность в безопасности, а это значит, что в затяжном варианте вытеснение выводит психику на состояние фрустрации (со всеми вытекающими для психики и тела разрушительными последствиями).




  • Да кто же знает, ничто Там, черти со сковородками или что еще.
  • Кстати, почему речь о неделях и днях?
    А если о месяцах это принципиально что-то меняет? А о паре-тройке лет? А если подумать, то и здоровый 20-летний может быть уверен, что через 100 лет он наверняка жить не будет.
    Где временнАя граница?
Разработано LiveJournal.com