?

Log in

No account? Create an account

Никодим

    В 1907 году, подводя итог…

Никодим

Быть или не быть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть








    В 1907 году, подводя итог «Логических исследований» в работе «Идея феноменологии», Гуссерль ввел термин «натуралистическая установка» для понятия, отчетливо намеченного им еще во 2-м томе «Логических исследований» в качестве исходного, первобытного состояния сознания человека. Эту установку он охарактеризовал следующим образом:

«При наблюдении перед глазами находится вещь, как само собой разумеющаяся для нас; она есть здесь среди других вещей, живых и безжизненных, одушевленных или неодушевленных, т. е. среди мира, который становится наблюдаемым отчасти как отдельная вещь, отчасти в связи с воспоминанием и простирается в неопределенное и неизвестное».

Итак, в исходной установке человек верит, что каждая вещь, которую он видит, существует сама по себе, она есть среди других вещей, одушевленных и неодушевленных, она пребывает в мире.

А в 2015 году одна уважаемая мною особа (инженер-химик), никогда не читавшая Гуссерля, комментируя указание на логическую несостоятельность этой веры, с искренним негодованием возразила:

«…непонятно, почему нельзя существовать, но не мыслить. Табуретка, например, не мыслит, но существует не в том смысле, в каком существую я сама, но всё-таки существует. Также и человек может по каким-то причинам не существовать как личность (для себя), но существовать как организм (для других)».

Безотчетная приверженность исходной установке сознания (наивная вера в существование наблюдаемых нами вещей «на самом деле») тут настолько ярко выражена, что с тех пор в этом журнале появилась метка «феноменология и табуретки», специально для постов на тему о неспособности понимать феноменологию вследствие слепой приверженности исходной, первобытной установке сознания. Кстати, в 1913 году Гуссерль, чтобы подчеркнуть естественную обусловленность этой установки, так прямо и назвал ее «естественная установка» («Идеи I», § 27—28).

И вот на днях коллекция саморазоблачений, выдаваемых приверженцами исходной установки сознания пополнилась еще одним перлом. Прочитав нижеприведенный текст, я сначала глазам своим не поверил, но факт есть факт – написано именно это:

   «Можно согласиться, что вхождение в феноменологию подразумевает разоблачение осваивающим собственной установки, как естественной, и дальнейшее движение в сторону от натурализации сознания. Однако кто является адресатом феноменологических работ, для кого они написаны? Не для выходцев ли, в конечном счёте, из слоя научно-технической интеллигенции по преимуществу?
    Думаю, не нуждается в доказывании тот очевидный факт, что в феноменологии человек имеет дело со своим собственным сознанием. Какое же право мы имеем с уверенностью рассуждать о сознании того большинства, которое и книг-то не читает? Оно остаётся в значительной мере terra incognita.
    Натурализация сознания, если я правильно понял Гуссерля, тесно увязана с математизацией природы (по Гуссерлю – Галилеем). В какой же установке жили люди до Галилея и даже до древних греков?
»

Итак, считать установку сознания большинства и, более того, всех, кто жил до Галилея, естественной «мы не имеем права» – оно terra incognita!!!

Блеск! Сказать, что этот тезис противоречит текстам Гуссерля, значит не сказать ничего. Автор даже не замечает, что своим тезисом не оставляет от феноменологии Гуссерля камня на камне, а следовательно, расписывается в своем полном ее непонимании и в своей, стало быть, слепой приверженности исходной, первобытной, естественной установке сознания.

Учитывая тон, в котором высказан тезис, вступать в дискуссию бесполезно. Какой смысл говорить с человеком, который старается создать впечатление, что знаком с трудами Гуссерля, а своими словами высвечивает полное отсутствие понимание их основополагающей идеи?! Однако отметить факт необходимо. Дело в том, что есть основания для уверенности: этот человек поет с чужого голоса. Очень вероятно, что нелепая, типично совковая интерпретация Гуссерля, изложенная в книге А. Суворовой (пост от 8.12.15) обретает признание. Строгая наука упорно выдается за галиматью, известную под названием «субъективный идеализм». Поэтому надо иметь наготове ссылки на тексты Гуссерля, разъясняющие понятие «естественная установка»

Понятие естественной установки сознания описано Гуссерлем в следующих текстах:
1. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Введение // Логос № 9, М., 1997;
2. Исследование 1 //Логос № 10, М., 1997;
3. Лекционный курс «Основные проблемы феноменологии» 1910 г. [Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии//Д.Н. Разеев. В сетях феноменологии. СПб: Изд. СПбГУ, 2004. С. 225-364. на стр. 226-245]
4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.
5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: 2009. С. 90 – 101),




Разработано LiveJournal.com