?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Проблема  смысла  жизни…

Никодим

Быть или не быть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть








Проблема  смысла  жизни

     Среди экзистенциальных переживаний особое место занимает ощущение бессмысленности жизни. Оно широко распространено, а главное, не табуируется и не считается унизительным: причастность к нему откровенно высвечивается людьми (иногда с целью обозначить свою духовную глубину). Между тем анализ описаний этого ощущения позволяет понять его генезис и выйти на иные экзистенциальные переживания, много менее доступные наблюдению, даже в самом себе. Начать естественно с очевидного.

Ощущение бессмысленности жизни едва ли не универсальное патогенное переживание, одна из возможных причин большинства психических расстройств. А с середины ХХ века оно же – наиболее весомый фактор многих из них, прежде всего алкоголизма, наркомании и неврозов. Соответственно, имеет практическое значение вопрос: какого такого смысла не обнаруживает в жизни всё большее число людей, что они имеют в виду? А как следствие, вопрос более глубокий: могут ли знать, что такое бессмысленность жизни, те, кто сами ее не переживают, не ощущают, не сознают?

Важная деталь: те, кто сами не переживают, вторым вопросом не задаются и не понимают его. Они убеждены, что объективно существуют «смыслы жизни», которые отдельный субъект иногда теряет способность воспринимать, причем, говоря об этих «смыслах», всегда имеют в виду цели – цели, якобы осмысливающие жизнь, всю, вместе со страданиями и смертью. Пример – «освобождение человечества» от какого бы то ни было зла. Среди психотерапевтов рассуждениями о такого рода целях особенно прославился Виктор Франкл. Он претендовал на открытие психотерапевтического метода нахождения «смысла жизни» для любого человека, в любой ситуации.

Однако люди, переживающие, скажем так, кризис бессмысленности, имеют в виду отнюдь не отсутствие у себя какой-то цели жизни – а нечто много большее. И на это обстоятельство, учитывая низкую (осторожно выражаясь) эффективность деятельности Франкла и всех его коллег, стоило бы обратить внимание. Стоит для пользы дела выслушать носителей ощущения бессмысленности.

А сделать это не так уж трудно, носителей в наше время великое множество. Почти каждый человек, хотя бы однажды – в юности – прошел через кризис бессмысленности и может вспомнить немало интересного. В поисках же особенно убедительного образца целесообразно обратиться к труду Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия». В качестве примера описания ощущения бессмысленности там дана предсмертная записка одного из тех, кто не вынес его – покончил с собой:

«Представьте себе группу счастливых идиотов, занятых работой. Они таскают кирпичи в чистом поле. Как только они сложат все кирпичи на одном конце поля, сразу начинают переносить их на противоположный конец. Это продолжается без остановки, и каждый день, год за годом они делают одно и то же. Однажды один из идиотов останавливается достаточно надолго, чтобы задуматься... Он хочет знать, какова цель перетаскивания кирпичей. И с этого момента он уже не так сильно, как раньше, доволен своим занятием».

Записка заканчивается словами: «Я идиот, который хочет знать, зачем он таскает кирпичи».

Таким образом, метафорой, раскрывающей принципиальное отсутствие в жизни достойных усилия целей, человек объясняет решение отказаться от нее. Проблема для него не в потере цели жизни, а в том, что таковой заведомо не может быть. Соглашаясь жить, он себя идиотом чувствует, а не Сизифом. Налицо – подлинное отчаяние; даже Льву Толстому, посвятившему описанию ощущения бессмысленности свою «Исповедь», не удалось выразиться столь кратко и точно.

При внимательном изучении прочих описаний (любых, от философских опусов до откровений впечатлительных подростков) раскрывается та же самая картина. Сознавая бессмысленность жизни, человек не может счесть смысл ее какой бы то ни было целью – он вообще ничего, достойного именоваться целью, не видит. Проблема смысла жизни для него – невыполнение того условия, при котором цели в жизни только и могут быть, то есть какие-то действия перестают быть «перетаскиванием кирпичей», – становятся осмысленными. Проблема, таким образом, рождается не в результате утраты «смысла жизни», а с осознанием его отсутствия – как потребность и вызов.


к  оглавлению                                                                                     читать  дальше






Разработано LiveJournal.com