?

Log in

No account? Create an account

Никодим

   Самая популярная в христианских…

Никодим

Быть или не быть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть










   Самая популярная в христианских странах песня о смерти – «Мрачное Воскресение» – остается популярной уже более восьмидесяти лет, и признаков ослабления внимания к ней в последние годы не наблюдается. Скорее наоборот. Это, конечно, может казаться странным. Недаром высказывается мнение, что она будто бы не о смерти, а об утраченной любви. Но вот текст (два варианта). Не так уж трудно убедиться: речь о переживании, которое отчетливо и эффектно символизируется образом траура в воскресение, – о переживании смерти вкупе с отчаянием пред ее лицом. То обстоятельство, что это смерть возлюбленной (возлюбленного) – лишь деталь, облегчающая и обостряющая восприятие темы.

Текст, с которым выступал Петр Лещенко

Мрачный воскресный день, убранный розами,
Плакал, молился глазами я томными,
Сердцем взволнованным ждал тебя в комнатке:
Жить одному без тебя невозможно мне,
Слёзы дождём заливают уста мои.
Ветер рыдал панихидными песнями...
Мрачный воскресный день.

Мрачный воскресный день, ты торопись ко мне,
Свечи в гробу, догореть вы успеете,
Бедное сердце не бьётся в груди моей,
Веки, как свечи, ждут ласки руки твоей,
В мёртвых глазах ты прочтёшь утешение,
Прощаюсь с тобою, моё воскресение...
Мрачный воскресный день.

Перевод текста песни в исполнении Билли Холидей

Мрачное Воскресенье, бессонные часы...
Нежные тени, с которыми я живу, неисчислимы...
Маленькие белые цветы никогда не пробудят тебя,
Не туда черная карета печали забрала тебя.
Даже ангелы оставили надежду вернуть тебя...
Гневаются ли они, что я хочу присоединиться к тебе?
Мрачное Воскресенье.
Мрачное Воскресенье, я провожу его с тенями,
Я и мое сердце, мы решили закончить все это.
Зажжены свечи и скоро здесь будут молиться, я знаю.
Пусть они не плачут, дай им знать, что я рада уйти.
Мечтаю о смерти, ибо в агонии я ласкаю тебя,
С последним дыханием моей души,
Я благословляю тебя.
Мрачное Воскресенье.

На подлинную тему песни указывает также история ее рождения, ибо первоначальный текст, написанный самим композитором, был, как полагают знатоки, философским размышлением об обреченности на гибель – всех, всего мира. А кроме того, точно известно, что этот композитор – Режё Шереш – страдал депрессией и в конечном счете, уже в преклонном возрасте покончил с собой. Так что относительно мыслей, мучивших его всю жизнь, двух мнений быть не может.

Стоит отметить еще одно расхожее объяснение незатухающего интереса публики к «Мрачному Воскресению». Утверждается, что внимание привлекает не сама музыка, а ореол тайны, причем особого, мистического плана, – тайны, создаваемый слухами о ее способности толкать людей на самоубийство. Однако объяснение кажущееся. Ореол тайны есть, но вряд ли возникновение его многим обязано эффекту резкого обострения депрессии у одного человека под влиянием музыки, написанной во время приступа депрессии другим. Эффект естественный, он широко известен под названием «резонанс». И особенно беспомощно эта попытка объяснения славы творения Шереша выглядит в одной связке с усмотрением в нем в качестве равноправной составляющей темы любви.

В 1999 году (к столетию со дня рождения Шереша) в Германии был сделан фильм «Песня о любви и смерти» (Ein Lied von Liebe und Tod). Фильм действительно изображает то и другое, причем в изобилии. Однако тем яснее расхождение с песней «Мрачное воскресение». Ибо возникает вопрос: уж если, как это показано в фильме, песня буквально толкает человека в объятия смерти, то причем здесь любовь? Какую роль может играть желание «соединиться» с умершей возлюбленной, кроме рационализации влечения к смерти?

В песнях о любви и смерти есть любовь и есть смерть, но смерть – в качестве препятствия. Типичный пример – «Лили Марлен». Кому придет в голову связывать этот шлягер с суицидами? В песне «Мрачное Воскресение» есть только смерть, которая отняла любовь и подменяет ее влечением к себе.

Почему же песня на тему смерти популярна?

Прежде всего потому, конечно, что она – музыкальный шедевр высочайшего класса. Шереш был гением, во всяком случае, сочиняя эту музыку. Красота созданной им гармонии в до-минор располагает к себе, несмотря ни на что.

Но – не это главное. Не во всякой душе шедевр находит отклик. Песня популярна лишь среди тех, кто хотя бы в какой-то мере воспринимает смерть как тайну, – саму смерть. Кто, стало быть, достаточно далек от веры в ее дискурсивную познаваемость, в представление о ней как собственном исчезновении в мире… Кстати, такие люди не совершают самоубийств. Тайна, наряду со страхом, возбуждает интерес, желание в себя проникнуть, а значит – движение навстречу страху. Это именно то движение, которое спасает человека от бессмысленных потуг избежать переживания своей смертности, вытеснить его из сознания, а как следствие – от депрессии и вспышек агрессии, направленных как на себя, так и на других.

Запись исполнения на инструменте в версии автора




Разработано LiveJournal.com