?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Копия части диалога, состоявшегося в 20-х числах…

Никодим

Быть или не быть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть



Svetloe_buduschee

Копия части диалога, состоявшегося в 20-х числах декабря 2015 г.

aspidiska. А вообще, непонятно, почему нельзя существовать, но не мыслить. Табуретка, например, не мыслит, но существует не в том смысле, в каком существую я сама, но всё-таки существует. Также и человек может по каким-то причинам не существовать как личность (для себя), но существовать как организм (для других)…

anti-tanatos. Ваше рассуждение о табуретке, которая существует, так же как и Вы, замечательно ярко высвечивает установку Вашего сознания. Вы слепо, безотчетно верите, что существуете в пространственно-временной действительности вместе со всеми объектами, которые даны Вам в физическом опыте, т. е. Вы никогда не обращаете на эту веру внимания. Как следствие, Вы, конечно, не можете подвергнуть ее сомнению, а значит, и убедиться в ее безосновательности и противоречивости.

aspidiska. Сначала хотела выразить офигение от такой интерпретации моего высказывания, в котором я ясно писала, что табуретка существует НЕ в том же смысле, что я, но потом начала вспоминать, что у вас, кажется, вообще запрещено смотреть на себя с чужой точки зрения (вы это писали в рассуждениях о смерти). Тогда, действительно, разница между моими "в том же" и "не в том же" для вас несущественна…

anti-tanatos. Если Вы достаточно внимательны, то Вам должно быть ясно: выражение "так же, как и Вы" здесь вовсе не отрицает то различие смысла, на которое указано в Вашем комменте. Речь о том, что Вы уравниваете свое существование с существованием табуретки в смысле пребывания в физическом пространстве-времени…

Что значит "запрещено смотреть на себя с чужой точки зрения", я не понял и, откуда Вы это взяли, ума не приложу…

aspidiska. Давайте, я вам лучше сама скажу, в каком смысле я уравниваю существование табуретки и себя (раз уж вы настаиваете на том, что имеет место уравнивание). Исключительно в том, что и к тому, и к другому допустимо применение глагола "существовать". И не более того. Никакого пространства, времени или ещё какого астрала, только нормы русского языка, в котором считается одинаково грамотным употреблять глагол "существовать" по отношению и к табуретке, и к себе самому.
    …Я не верю в своё "существование в пространственно-временной действительности", я из него исхожу…

"Что значит "запрещено смотреть на себя с чужой точки зрения"..."
    Например, если меня с самого рождения лишить всех связей с внешним миром, то меня, как субъекта, не будет, но в качестве организма я буду существовать, и меня можно будет в таком качестве увидеть. Видеть, конечно, буду не я, то есть я могу представить эту ситуацию только с точки зрения другого человека.
    Или, более привычный для обывателя пример - представить свои собственные похороны. Тоже придётся представлять всё это с чужой точки зрения, потому что у покойника никакой точки зрения нет.
    Если я правильно помню, "у вас" представлять ситуацию таким образом нельзя - нет меня, нет и воспринимаемого мной мира.

anti-tanatos. Ваше убеждение в возможности мыслить мир без самого себя (и, в частности, свои похороны) указывает на нечувствительность к логическим противоречиям. Это характерный признак пребывания в ЕУ. Каждый нормальный человек, если хорошенько подумает, поймет, что названное убеждение абсурд, попытка выскочить из самого себя...

aspidiska. Значит, я правильно поняла, что в феноменологии такие мысленные упражнения запрещены. И, насколько я понимаю, феноменологию вы считаете единственно правильным подходом, способным дать все те же знания, что и натурализм, и кое-что сверх этого. Но вот бывает, например, бабка копит деньги на похороны, чтобы детям не тратиться. Потом помирает, и дети, действительно, не тратятся. Получается, в ходе абсурдной попытки мыслить мир без самой себя бабка делает правильный прогноз и добивается запланированного результата. Как она могла бы сделать то же самое в рамках феноменологии?




  • "…Я не верю в своё "существование в пространственно-временной действительности", я из него исхожу…"

    А ведь правда, нельзя из этого исходить (по-вашему), так что я, действительно, ту разницу, которую вы, судя по всему, имели в виду, не замечала. Но вопрос с бабкой от этого никуда не девается.
Разработано LiveJournal.com