?

Log in

No account? Create an account

Никодим

«И  никто  не  узнает , где  могила  моя»

Никодим

Быть или не быть

«И  никто  не  узнает , где  могила  моя»

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть




    Популярная народная песня (известна так же под названиями: «Как на дальней сторонке», «Позабыт-позаброшен» и другими). Текст примерно такой:

Как в саду при долине громко пел соловей,
А я мальчик на чужбине, далеко от людей,
А я мальчик на чужбине, далеко от людей.
Позабыт-позаброшен с молодых юных лет,
Я остался сиротою, счастья-доли мне нет.

Вот и холод и голод, он меня изморил,
А я, мальчик, еще молод это все пережил,
А я, мальчик, еще молод это все пережил.
Ох, умру я, умру я, похоронят меня,
И никто не узнает, где могила моя.

И никто не узнает, и никто не придет,
Только раннею весною соловей пропоет,
Только раннею весною соловей пропоет.
Пропоет и просвищет и опять улетит,
А моя скромна могилка одиноко стоит,
А моя могилка с краю одиноко стоит.

Время возникновения песни точно неизвестно. Предположительно с 1917-го по 1922 год. Не исключено, что и раньше, однако не намного – где-то в ХХ веке, потому что свидетельства современников до эпохи Первой гражданской войны отсутствуют. О среде, ее породившей и распространявшей, можно сказать определеннее. То были, конечно же, малолетние бродяги, промышлявшие исполнением жалостливых песен в публичных местах (на железнодорожных станциях, в поездах, на базарах).

Пик популярности пришелся на 20-е – 30-е годы, когда в стране советской было особенно много беспризорных подростков. Но тема сиротства и нищеты не главная причина, по которой так получилось. Чуть ли не всё, что пели тогда по углам (в неофициальной обстановке), т. е. самопроизвольно, для души, было переживанием жалости. И разные были песни о сиротах. Тем не менее «Никто не узнает где могилка моя» заняла место в коллективном сознании: ее знал каждый, и ее вспоминали в самые печальные часы. Вольно или невольно, про себя или вслух – уже другой вопрос.

Эта простенькая песня, как бы к ней не относится, выделяется остротой ощущения трагизма жизни. Именно в таком качестве ее и стоит слушать. Лучший исполнитель первоначального варианта – Олег Погудин. А последний вариант – в жанре, уже естественно, подпольной, «блатной» песни (ныне – русский шансон) – замечательно отчетливо запечатлел на исходе века Валерий Коротин.










Разработано LiveJournal.com