?

Log in

No account? Create an account

Никодим

Времена  те  же

Никодим

Быть или не быть

Времена  те  же

Previous Entry Поделиться Next Entry
Быть или не быть




   Сегодня подвожу итог поиску наиболее нелепой интерпретации феноменологии Гуссерля, опубликованной на постсоветском пространстве после 2000 года в качестве учебного пособия для студентов и распространяемой в Рунете.

Необходимое пояснение. Несмотря на присутствие работ Гайденко, Молчанова, Шкуратова и статей Викопедии, в Рунете имеется масса текстов, в которых учение Гуссерля интерпретируется заведомо ложно. Некоторые из них принадлежат авторам, знающим предмет и всего лишь неспособным в силу своего сугубо советского образования и преклонных лет пойти в феноменологии дальше Хайдеггера. Однако интересно и важно другое – есть публикации, обнаруживающие просто-напросто полное непонимание основных идей. А интересно это потому, что общий объем заведомой чепухи, а главное – факты признания ее за чистую монету редакторами и издателями высвечивают средний уровень понимания феноменологии в обществе. И высвечивают отчетливо, поскольку свидетельства-то признания очевидны: назначение в качестве учебного пособия и размещение на общеизвестном сетевом ресурсе (в одном ряду с классикой мировой философии).

На сегодняшний день выдающейся в названном смысле интерпретацией является изложение феноменологии в книге со следующими выходными сведениями:
Суворова А. Н. Введение в современную философию. Учебное пособие для студентов-психологов. – К.: Б-ка Фонда содействия развитию психич. культуры, 2005. - 132 с.
Размещение в Рунете – http://psylib.org.ua/books/suvan01/txt08.htm

Суворова истолковывает феноменологию Гуссерля как некий вариант эмпириокритицизма. В сущности, это, конечно, ошибка обыкновенная среди тех, кто учил философию в СССР, – по Ленину (весьма многие ведь еще и отождествляют эмпириокритицизм с той карикатурой на него, которую изобразил «вождь»). Однако, в отличие от прочих, Суворова берет подлинного Авенариуса, а главное, она подменяет им Гуссерля без каких-либо сомнений и колебаний – последовательно и даже откровенно. У нее создатель эмпириокритицизма прямым текстом назван предшественником Гуссерля. То есть, оказывается, автору «Введения в современную философию» неведомо, что именно Гуссерль первым же томом своих «ЛИ» нанес философии Авенариуса сокрушающий удар, предопределил ее уход с исторической сцены.

И вот это замечательная «способность» не видеть пропасти между позитивизмом XIX века и феноменологией обуславливает выдачу под заголовком «Философия Эдмунда Гуссерля» рассуждений, которые представляют собой продукт исключительно собственного наплыва мыслей автора, причем, стоит отметить, мыслей весьма мутных. Поясняю примером. Пребывая неколебимо в натуралистической установке, Суворова находит призыв «Назад, к самим предметам!» подтверждением своего истолкования феноменологической редукции в качестве очищения предмета науки от ненужных продуктов умственной деятельности. И договаривается на этом скользком пути до «очищения предмета от ноэмы».

Здесь можно было бы и остановиться, но для вящей убедительности еще пара цитат в русле того же замещения понятий.

«Что такое нуль в математике? Это – ничто. Если есть понятие "нуль", то предмет нуля – это отсутствие предмета, это – несуществование. Следовательно, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает что-то, когда оперирует понятием "нуль" (или понятием "небытие"). Какой предмет схватывает сознание, если предмета не существует? О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии? Гуссерль считает, что именно здесь-то и появляется чистое сознание предмета, поскольку самого предмета нет. Появляется сознание как смыслоформирование. (Здесь Гуссерль на время как бы забывает об интенциональности, акцентируя внимание на процессе порождения смысла предмета)».

«Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, который обозначается этим понятием: если есть понятие "конь", то должны быть реальные кони на лугу или в стойле; если есть понятие "студент", то должны существовать реальные студенты – на лекции, в библиотеке или дома под одеялом».

Бедные студенты! Ведь если они примут рассуждения Суворовой за феноменологию, путь к познанию современной философии будет для них заблокирован… А как не принять, если эти рассуждения предлагаются им авторитетными инстанциями? – в качестве учебника.




Разработано LiveJournal.com